Администрация Губернатора Новгородской области
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА. 12 шагов к развитию сквозь призму госслужбы
Победитель конкурса
2022-2023 годы
Организация комплексной работы по управлению кадрами
Цель
Модернизация муниципальной службы Новгородской области посредством применения системного подхода при формировании структур органов местного самоуправления, создания условий для повышения эффективности исполнения работниками муниципалитетов своих должностных обязанностей, повышения престижа муниципальной службы в целом.
Задачи
- Разработка пошагового алгоритма трансформации кадровых процессов в органах местного самоуправления Новгородской области;
- Разработка и внедрение единых системных подходов при формировании структуры Администрации района/округа/городского округа;
- Стандартизация системы оплаты труда в Администрации района/округа/городского округа;
- Создание правовых, организационных условий для развития кадрового потенциала работников муниципалитетов, единой методической и информационной базы;
- Развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности работников муниципалитетов;
- Расширение реестра должностей муниципальной службы Новгородской области, перестройка установившихся взаимосвязей и распределения обязанностей как у высшего руководства муниципалитетов, так и в структурных подразделениях;
- Развитие профессионализма руководителей и специалистов муниципальных образований, уход от личностных предпочтений в распределении обязанностей;
- Налаживание сотрудничества между кадровыми службами муниципалитетов области с целью обмена опытом и лучшими практиками на постоянной основе.
Краткое описание
Кадровая практика включает в себя пошаговый алгоритм модернизации муниципальной службы, обновления ее содержания сквозь призму лучших кадровых практик на государственной гражданской службе.
Реализация практики начинается с выездных проверок во все муниципалитеты области с целью анализа кадровых процессов, по результатам которых была выявлена разнонаправленная политика в области управления кадрами, правовые неопределенности и недостаточное правовое регулирование в вопросах распределения обязанностей, оплаты труда, проведения аттестаций, формирования управленческого кадрового резерва, наставничества, профессионального развития, мотивации работников администраций районов/округов, работы с молодежью.
Вместе с тем был выявлен факт отсутствия слаженного межмуниципального взаимодействия кадровых подразделений по вопросам муниципальной службы, взаимодействие осуществлялось минимально и точечно, в основном с близлежащими районами.
По итогам анализа муниципалитетам были предложены конкретные мероприятия по совершенствованию кадровых процессов внутри муниципалитетов, а также проведена системная работа по типизации рабочих процессов и созданию эффективной системы формирования и развития кадрового потенциала на муниципальной службе. Завершающим этапом практики стало рейтингование муниципалитетов по результатам совместной работы. Результаты рейтинга были представлены Губернатору Новгородской области для принятия соответствующих управленческих решений.
Особенностью реализации практики является тот факт, что, в отличии от государственной гражданской службы, имеющей четкую нормативно-правовую регламентацию, на муниципальной службе действует принцип самостоятельности при регулировании отдельных вопросов муниципальной службы. Кроме того, правовое регулирование муниципальной службы в большей степени, чем регулирование государственной службы, остается в сфере трудового законодательства и характеризуется гораздо большими возможностями индивидуализации кадровых процессов.
Результаты внедрения
- Проведен анализ кадровых процессов (выездные проверки) – 22 района/округа/городского округа;
- Внедрена типовая структура – 22 района/округа/городского округа;
- Проведен анализ информации о средней фактически начисленной заработной плате – 120 муниципальных образований (в т.ч. городские и сельские поселения);
- Внедрено типовое положение об оплате труда и материальном стимулировании – 22 района/округа/городского округа;
- Переработаны должностные инструкции работников Администраций районов/округов и КПЭ – 1728 чел.;
- Организовано обучение работников муниципалитетов в Высшей школе управления при Правительстве Новгородской области – 271 чел.;
- Проведена комплексная оценка руководителей и специалистов кадровых служб муниципалитетов – 80 чел.;
- Проведено конкурсов в новом формате в управленческий резерв муниципалитетов – 8 ед., в них приняло участие – 235 чел., из них: в управленческие резервы. муниципалитетов включено – 72 чел.; в областной резерв управленческих кадров – 13 чел.; назначено на руководящие должности – 7 чел.;
- Прошло стажировку в органах местного самоуправления – 10 чел., из них трудоустроены в ОМСУ по результатам стажировки – 5 чел.
Разработанные нормативно-правовые акты
- Областной закон № 223-ОЗ от 30.11.2022 «О внесении изменений в областной закон «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области»;
- Постановление Правительства Новгородской области от 21.03.2022 № 131 «Об областном конкурсе «Лучший муниципальный служащий Новгородской области».
Презентация
Видеовыступление
*При ознакомлении и использовании материалов должно быть обеспечено соблюдение авторских прав.